Проблемы определения ноу-хау  

Проблемы определения ноу-хау

Ноу-хау как особый объект правовой охраны был сформирован практикой. Поэтому для понимания сути того, что скрывается за этим понятием, необходим краткий исторический экскурс.

Термин «ноу-хау» в переводе с английского означает «знать как» — сокращение от выражения «знать, как это сделать». Впервые этот термин был использован в судебном споре, рассмотренном в 1916 г. американским судом, в котором истец попытался определить предмет истребуемой правовой защиты следующим образом: «…это просто наше знание, которое мы, конечно, держали в секрете, об эксплуатации машин, а также способов работы на них и в какой-то мере способ продвижения товара на рынок».

Со временем термин «ноу-хау» получил широкое распространение и был принят правовыми системами многих стран. При этом в качестве синонимов ноу-хау в зарубежном законодательстве стали применяться также такие понятия, как деловой секрет, производственный секрет, коммерческий секрет, торговый секрет.

В мировой практике ноу-хау понимается преимущественно как сохраняемые в секрете знания и опыт технического или организационно-технического характера. Международная торговая палата в свое время определила ноу-хау как «совокупность сведений, профессиональных знаний и опыта в процессе изготовления и технического осуществления производства какого-либо продукта». Однако сразу же уточнила, что «понятие «ноу-хау» может включать в себя не только секретные формулы и процессы, но также всю технологию, связанную с патентуемым процессом изготовления, которая необходима для использования патента. Ноу-хау может также включать в себя практические методы, характеризующие свойства и технические профессиональные сведения, разработанные изготовителями в процессе исследований и еще не приобретенные конкурентами».

Однако данное определение имеет сугубо доктринальный характер. Несмотря на разрабатывавшиеся в свое время предложения о включении в текст Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 отдельной статьи, посвященной ноу-хау, до настоящего времени специального определения этого объекта в международном праве нет.

В какой-то мере правила охраны коммерчески ценной информации, к которой относится и ноу-хау, были унифицированы при включении в действующее в рамках Всемирной торговой организации Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 (заключено в г.Марракеше) (далее — Соглашение ТРИПС) специальных норм, посвященных охране нераскрытой информации. Согласно ст.39 Соглашения ТРИПС физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация:



a) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией;

b) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность;

c) является объектом надлежащих в данных обстоятельствах шагов, направленных на сохранение ее секретности со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.

При этом Соглашение ТРИПС также не содержит специального определения для ноу-хау.

Каким образом ноу-хау определяется в белорусском законодательстве? В ст.1010 Гражданского кодекса РБ (далее — ГК) говорится о том, что лицо, правомерно обладающее сведениями, составляющими секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту этих сведений от незаконного использования. При этом гражданское законодательство не содержит специального определения ноу-хау.

Иные акты законодательства, используя термин «ноу-хау», дают ему косвенные определения, которые при этом заметно различаются. Так, например, в подп.1.3 п.1 ст.146 Налогового кодекса РБ ноу-хау называется в качестве разновидности информации относительно промышленного, коммерческого или научного опыта; Закон РБ от 06.01.1998 № 130-З «Об экспортном контроле» называет ноу-хау наряду с информацией в рамках понятия «технология».

Впрочем, есть в законодательстве примеры специального определения ноу-хау. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1218-2000 «Разработка и постановка продукции на производство. Термины и определения»определяет ноу-хау как полностью или частично конфиденциальную информацию, включающую сведения технического, административного и финансового характера, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам. Примерно такое же определение ноу-хау содержит и применяемый в Республике Беларусь межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения» Однако при таком подходе ноу-хау фактически совпадает по объему с понятием «коммерческая тайна», что вступает в противоречие с нормой ст.1 Закона, которая называет ноу-хау в т.ч. среди иных сведений, которые могут составлять коммерческую тайну. В свою очередь, это означает, что в качестве ноу-хау следует рассматривать не любые сведения, охраноспособные в качестве коммерческой тайны.

Какие же сведения следует относить к ноу-хау? В ст.980 ГК законодатель объективно придерживается более узкого понимания ноу-хау, используя в качестве синонима ноу-хау термин «секреты производства». С точки зрения семантики определить содержание понятия «секрет производства» можно двояко:

1) как секреты производства (изготовления) какой-либо продукции;

2) как секрет, относящийся к производству как определенной отрасли экономики.

В первом случае информация, составляющая секрет производства, может иметь технический либо технический и организационный характер, во втором случае секрет производства может составлять и коммерческая информация. Однако во втором случае ноу-хау составляет практически любая информация, отвечающая требованиям охраноспособности в качестве коммерческой тайны, а сами понятия «ноу-хау» и «коммерческая тайна» совпадают по объему. Если исходить из нормы ст.1 Закона, согласно которой ноу-хау есть лишь частный случай охраняемой информации, более обоснованным является определение ноу-хау как секретов, связанных с производством какой-либо продукции. Как справедливо отмечают правоведы, ноу-хау — это не информация о чем-то, а информация о том, как сделать что-то. При этом данное понятие не ограничивается только научно-технической и технологической документацией и опытными образцами, а включает в себя всю совокупность имеющегося на предприятии производственного опыта во всех его разновидностях.

Безусловно, исходя из существующих норм законодательства невозможно четко определить границы того, что есть ноу-хау.

В то же время сведения, составляющие ноу-хау, можно условно разделить на три группы: 1) технические решения, относящиеся к продукции или технологии ее производства, охраноспособные в качестве объектов промышленной собственности (в первую очередь изобретений), но не защищенные патентами; 2) технические и организационные решения, относящиеся к производству продукции, неохраноспособные в качестве объектов права промышленной собственности; 3) иной профессиональный опыт, который может быть использован при производстве продукции.

С принятием Закона связано изменение представлений законодателя о правовой природе ноу-хау.

До недавнего времени секреты производства (ноу-хау) рассматривались в качестве объекта исключительного права. Однако такое решение законодателя не соответствовало сути ноу-хау как охраняемой информации. Между исключительным правом, как, например, правом патентообладателя, и правом владельца секрета производства (ноу-хау) существуют принципиальные различия, выражающиеся в том, что:

• во-первых, исключительное право основано на легальной монополии, подтвержденной патентом, а в основе права на секрет производства лежит фактическая монополия;

• во-вторых, различны функции этих прав, что выражается в том, что объект исключительного права со временем становится достоянием общества взамен на предоставление государством правообладателю временной монополии, в то время как право на секрет производства, действующее до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность составляющих его сведений, направлено исключительно на обеспечение имущественных интересов его обладателя;

• в-третьих, отличаются механизмы защиты данных прав: если обладатель секрета производства должен представить доказательства принадлежности ему этого права, то правомочия обладателя исключительного права очевидны и не нуждаются в доказывании.

Именно концепция определения ноу-хау не в качестве объекта исключительного права, а в качестве нераскрытой информации была принята белорусским законодателем при создании законодательства об охране коммерческой тайны и внесении связанных с этим изменений в ГК.

В то же время с учетом двойственной природы такой разновидности нераскрытой информации, как секреты производства (ноу-хау), выражающейся в том, что секреты производства могут быть не только информацией, но и результатом интеллектуальной деятельности, а также с учетом сложившейся в мире практики ноу-хау остались в числе объектов интеллектуальной собственности. Однако при этом интересы владельца секрета производства (ноу-хау) обеспечиваются уже не за счет признания за ним исключительного права: согласно новой редакции п.2 ст.1010 ГК сведения, составляющие секреты производства (ноу-хау), должны охраняться в режиме коммерческой тайны.

С отнесением ноу-хау к категории коммерческой тайны изменился порядок установления правовой охраны для этого объекта интеллектуальной собственности.




0164511300631172.html
0164589681574906.html
    PR.RU™