Почему российские компании заинтересованы в IPO?

Где лучше проводить первичное публичное размещение акций: в России или за границей (каким компаниям выгоднее провести IPO в России)?

Каковы преимущества и недостатки размещения на разных зарубежных биржах (LSE, NYSE, WSE, Euronext)?

Какие функции выполняет инвестиционный банк, являющийся лид-менеджером или андеррайтером, при проведении IPO?

КЕЙС № 8

КАКИЕ БАНКИ ЭФФЕКТИВНЕЕ

Введение в ситуацию

Вопросы, связанные с развитием банковской системы, важны и очень сложны. И обращение с банковскими институтами требует постоянно осторожного подхода. Обстановка в экономике, сама жизнь подталкивают банки, работающие с реальным сектором экономики, к тесному сотрудничеству с государством. Банкам сегодня необходима эффективная защита их как кредиторов и залогополучателей. Это требует внесения дополнительных поправок в Гражданский кодекс, законодательство о банкротстве и другие нормативно-правовые акты. Возникает необходимость обеспечения информационной прозрачности клиентской среды, в том числе с помощью работы кредитных бюро и коллекторских агентств; упрощения исчисления резервов по мелким кредитам и порядка списания безнадежных мелких кредитов.

Вопросы, связанные с законодательной базой слияния и поглощения банков, требуют достаточно серьезного внимания со стороны законодателя. Для большинства региональных банков единственной серьезной возможностью увеличения капитала является капитализация прибыли.

Данный кейс содержит в себе ряд примеров эффективной работы региональных банков на территории Российской Федерации и их развития, что формирует базу для обсуждения данной проблемы.

Область применения

Предлагаемая к рассмотрению история требует высокого уровня подготовки слушателей.

Данный мини-кейс может быть использован в качестве иллюстративного материала при проведении семинарских занятий, а также в качестве экзаменационно-зачетного блока на следующих дисциплинах:

– деньги, кредит, банки;

– банковское дело;

– кредитный рынок;

– банковские операции;

– кредитная политики компании;

– банковский маркетинг.

Наиболее адекватным представляется обсуждение данной истории при проведении занятий по следующим темам:

– коммерческие банки как субъекты кредитного рынка;

– роль, функции и виды коммерческих банков;

– стратегии развития банковского сектора;

– продвижение банковских услуг в регионы России;

– международные региональные банки развития;

– конкуренция на рынке банковских услуг и т. п.

Цели изучения ситуации

Обсуждение данной истории должно носить в большей степени дискуссионный характер, в связи с тем, что в настоящее время не существует однозначного ответа на многие вопросы, касающиеся развития региональных банков в России. Основная задача преподавателя – заставить слушателей на базе теоретического (лекционного) материала проанализировать данный кейс, высказать свое мнение по предлагаемым к обсуждению вопросам и предложить различные варианты их решения.



Кто только не хоронил российские региональные банки! В декабре 2003 г. министр по антимонопольной политике Илья Южанов пророчествовал, что "через три года среди первых 200 российских банков может оказаться не более 10 региональных". Риска ошибиться у министра, казалось, не было никакого: где небольшим кредитным организациям найти ресурсы для противостояния экспансии столичных финансистов? Предсказание исполнилось с точностью до наоборот. Сегодня 75 банков из первых 200 не имеют московской прописки и примерно половина из 1138 отечественных банков по-прежнему прописана в регионах. Как они выживают?

Стратегия успеха

Самый большой и успешный на сегодня "регионал", новосибирский "УРСА Банк", закончил 2006 г. на 18-м месте по величине активов. Проникнуть в первую двадцатку УРСА сумел благодаря консолидации, развитию розничного кредитования и привлечению "правильных" ресурсов. В мае 2004 г. владельцы Сибакадембанка Игорь Ким, Андрей Бекарев и Александр Таранов выкупили Уралвнешторгбанк (УВТБ) у президента Валериана Попкова и его семьи и в конце прошлого года присоединили к своему банку. "Сибакадем" достался Киму (сейчас он возглавляет совет директоров объединенного банка) в конце 1996 г. Тогда банк не входил в 200 крупнейших, а в момент, когда Южанов выдавал свой неутешительный прогноз, занимал 121-ю строчку в рэнкинге.

Никаких велосипедов Ким не изобретал: просто помимо обслуживания крупных корпоративных клиентов своего региона (например, железнодорожников) банк начал развивать розницу. Причем гражданам было предоставлено право выбора: хотите - берите экспресс-кредиты, решение по которым принимается за 20 минут (ставки по таким кредитам почти столь же высоки, как у лидеров - "Русского стандарта" и ХКФБ), не хотите - берите кредит, похожий на сбербанковский. Решение принимается за пять дней, стоимость на несколько процентов выше, чем в "Сбере", зато поручителей не требуется. Популярностью пользуются и тот и другой.

"Некоторые региональные банки растут вместе с рынком и не мечтают о большем, - рассуждает Ким. - У них есть свой круг клиентов, они довольствуются небольшой, но стабильной прибылью и не предпринимают никаких шагов". "Сибакадем" вырос сильнее рынка именно потому, что предпринимал шаги: покупал банки в соседних регионах (Дальвне-шторгбанк, УВТБ) и Москве. Покупая эти банки, Ким покупал ресурсную базу и развивал в новых регионах розничное кредитование.

Брать в долг региональным банкам приходится по более высоким ставкам, чем москвичам, а тем более иностранным "дочкам". По подсчетам гендиректора агентства RusRating Ричарда Хейнсворта, уровень процентных расходов на привлеченные средства для банков из провинции составляет 8% против 3% у "дочек" нерезидентов. Но это не мешает им развиваться.

Для покупок и развития, в том числе розничного направления, УРСА нужны были деньги, и банк нашел стратегических инвесторов в лице ЕБРР, швейцарского Clariden Bank и немецкого DEG (подразделение немецкой государственной банковской группы KfW по работе в странах с переходной экономикой). Без их капитала покупки и динамичное развитие не состоялись бы. Но для того, чтобы заинтересовать иностранцев, банк разработал программу поддержки малых предприятий. Сейчас у всех стратегов в сумме есть блокпакет (около 27%), большего Ким не допускает. Его доля в капитале УРСА на 1 февраля 2007 г. была равна 35%, у друзей-партнеров осталось по 8,28%.

В 2006 г. Ким купил четыре небольших московских банка ("Масс Медиа Банк", Эталон-банк, Межторгбанк и Желдорбанк). Конкурировать с московскими банками за крупных клиентов или строить здесь розницу Ким не собирается, его целевая группа - средние компании, которым требуется качественное банковское обслуживание, но на которые не желают распыляться крупнейшие банки.

"Могу продолжить: через три года УРСА будет в худшем случае в десятке, а в лучшем - в пятерке", - говорит Ким. Кого банкир видит впереди? Госбанки: "Сбер", ВТБ, Газпромбанк, возможно, Россельхозбанк и Банк Москвы.

Банк "Центр-инвест" из Ростова-на-Дону еще в 1997 г. начал искать стратегического инвестора из числа международных финансовых институтов (МФИ), которые поддерживают банки, работающие с малым бизнесом. "В 1997 г. банк сам разработал программу поддержки малых предприятий, которая предусматривала не только кредитование, но и оказание консалтинговых, юридических, бухгалтерских услуг малым предприятиям", - рассказывает совладелец и председатель совета директоров "Центр-инвеста" Василий Высоков. Стратегия оправдала себя - банку удалось привлечь МФИ, ориентированные на поддержку малого бизнеса в развивающихся странах. Сотрудничество со Всемирным банком, ЕБРР и DEG со временем стало более тесным: в 2004-2005 гг. две последние структуры стали акционерами "Центр-инвеста". Кроме того, "Центр-инвест" с лихвой соответствовал требованию о как минимум двукратном росте активов за последние пять лет: с 1999 г. его активы росли не меньше чем на 50% в год (в 2006 г. - на 75%). В 2006 г. он занял 72-е место в списке основных российских банков.

Крупнейший банк на Урале, "Северная казна" из Екатеринбурга, тоже рос быстрее, чем банковская система в целом (за прошлый год он поднялся с 85-го на 63-е место). Но в отличие от "Центр-инвеста" он рассчитывает только на средства своих российских владельцев. Основной акционер банка Владимир Фролов рассказывает, что банк сделал упор на технологиях и щадящих ставках при кредитовании граждан.

Банк первым из "местных" (и третьим в России) еще в 1999 г. запустил систему управления счетом через Интернет. А с 2003 г. Фролов лично просвещал жителей Екатеринбурга насчет того, во сколько им реально обойдутся экспресс-кредиты, выдаваемые пришедшими на Урал лидерами экспресс-кредитования - "Русским стандартом" и ХКФБ (газеты еще не писали об их реальных эффективных ставках так подробно). В результате у "Северной казны" сегодня самый большой в регионе портфель кредитов физлицам, а реальный уровень невозвратов, как у Сбербанка, - от 0,5 до 1,5% по различным продуктам.

Они эффективнее?

Вот как представляет себе эффективный банк Марианна Томова из Свободного брюссельского университета. Он должен быть крупным, частным, иметь разветвленную сеть филиалов, действовать в условиях либерального рынка и быть свободным от диктата чиновников.

Анализ эффективности российской банковской системы, проведенный Сергеем Моисеевым из Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, рисует другой образ эффективного банка: активно работающий на рынке ценных бумаг региональный банк, стратегическая цель которого - максимизация доходов на активы, с небольшим штатом специалистов и нескольки­ми собственниками. Под эффективностью в данном случае подразумевается, насколько хорошо банк максимизирует прибыль по сравнению с лидером, эффективность которого принимается за 100%. Средняя эффективность региональных банков составила, по расчетам Моисеева, 72% против 62% у столичных (питерские банки отнесены к столичным). В исследование включены банки, входящие в 150 крупнейших по величине активов.

Получается, региональные "середнячки" работают эффективнее российских банков федерального уровня и даже крупных иностранных "дочек", имеющих широкий доступ к дешевым деньгам. Косвенным признаком эффективности служит отношение расходов к доходам банка. Для российских банков, раскрывающих свои показатели, оно составляет 20-45%, что намного лучше, чем у банков из развитых стран (около 60%). То есть крупные российские банки работают эффективнее западных, причем региональные успешнее федеральных.

На самом деле выводы Моисеева не так уж неожиданны. Еще в 2005 г. Ричард Хейнсворт констатировал: доказательств того, что крупные федеральные банки работают в России эффективнее, чем региональные, не существует. Более того, у регионалов целый ряд показателей выглядит лучше: они активнее столичных и иностранных (за исключением Сбербанка) наращивали кредитование физических лиц, доходность их кредитного портфеля стабилизировалась на уровне 20% против 13% у крупных российских банков и 7% у иностранных.

"Условия для роста у региональных банков и сегодня лучше, чем у столичных", - уверен Хейнсворт. Не в последнюю очередь из-за довольно специфичной ситуации на российском банковском рынке. Пожалуй, основной параметр каждого рынка - конкуренцию - на банковском рынке измерить довольно сложно. Есть, например, такой показатель, как "коэффициент концентрации рынка", т. е. доля рынка, приходящаяся на пять крупнейших банков. В России концентрация немногим больше 40%, что по мировым меркам немного. Косвенным образом это должно свидетельствовать о серьезной конкурентной борьбе. Но другие методы исследования эту версию не подтверждают. Если, например, проследить реакцию банков на изменение ставок конкурентами (слабая свидетельствует о низкой конкуренции, и наоборот), то получится, что конкуренции в России очень мало. Впервые подобный метод при анализе российских банков применили в 2000 г. Пит-Хэйн Адмираал и Мартин Кэрри. Конкуренция в 1994 г. практически равнялась нулю, т.е. на российском рынке царила монополия или несколько монополий в разных его сегментах. Но уже в 1995 г. показатель вырос до 0,17, или до уровня Португалии и Японии (совершенная конкуренция соответствует уровню 1,0). Банковский кризис 1995 г. эти ростки уничтожил почти полностью, но в 1997 г. уровень конкуренции снова немного повысился, до 0,11.

Казалось бы, конкуренция за клиентов должна резко обостриться, особенно если учесть, что в стране почти 1200 банков. Действительно, уровень ставок по некоторым позициям снижается быстрее инфляции, делая кредиты доступнее, а ассортимент предлагаемых банками продуктов постепенно растет. Глобальное исследование Якоба Биккера, Лауры Спирдик и Пола Финни из Банка Нидерландов, охватившее больше 100 стран и 18 000 банков, свидетельствует, что средний уровень конкуренции в мире составляет 0,54, а в России - 0,4. Исследование Всемирного банка демонстрирует схожий результат. Это один из самых низких уровней в мире, но он, кажется, намного выше, чем 10 лет назад. Можно ли этому верить? Моисеев считает, что конкуренция если и выросла, то лишь в отдельных сегментах: "Эти исследования проведены по сравнительно небольшой выборке российских банков, которые добровольно представляют отчетность в международные базы данных, - уточняет Моисеев. - И среди них мало региональных". Согласно его исследованию, в которое было включено 863 банка, за последние годы уровень конкуренции в России почти не менялся, оставаясь на отметке 0,11-0,12.

Вопросы для обсуждения:




0004944331355598.html
0004984461335067.html
    PR.RU™