Реформация, католическая реформа, Контрреформация 9 часть

В большом обзоре раннего богословского развития Лютера, написанном им в 1545г., не слишком внятно сообщается, что в начале своего пребывания в Виттенберге он испытал знаменитое «происшествие в башне»52, о чем мы упомянем ниже в другой связи.

Первые лекции, в которых по причине этого «происшествия в башне» ощущается реформаторский сдвиг Лютера, были прочитаны в 1513_1515гг. (о Псалмах), в 1515_1516гг. (о Послании к Римлянам), в 1516_1519 (о Посланиях к Галатам, к Евреям и к Титу).

В общем, следует заметить, что тексты Лютера во многих местах не дают нам права ставить знак равенства между выражениями «реформаторский» и «еретический». Например, основные тезисы лекции о Послании к Римлянам допускают католическую интерпретацию.

III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви

С 1515г. помимо чтения лекций, Лютер читает проповеди в городской церкви. В 1516г. и в последующие годы он участвует в ряде диспутов, в ходе которых все более настойчиво излагает свои критические взгляды на богословие. В 1516 и 1517гг. он читает несколько проповедей об отпущении грехов и индульгенциях. В исповедальне он становится свидетелем тех результатов, к которым приводила продажа индульгенций и недостойная христианина проповедь Тецеля об отпущении грехов за деньги.

1515: а) 4 сентября он публикует 97 тезисов против схоластического богословия (вопреки ожиданиям Лютера они не находят отклика).

б) Накануне дня Всех Святых он рассылает 95 тезисов об индульгенциях по епископатам. Однако епископы никак не отреагировали на его вызов. Тогда Лютер изложил эти тезисы некоторым богословам, от которых они затем в поразительно короткое время, в сущности загадочным образом, подобно буре, обрушились на широкую общественность, хотя и были написаны по-латыни 53. Таким образом Лютер и его критика выступили на арену мировой истории, и произошло это в ситуации церковных нестроений и вывоза денег в Рим, так что выступление Лютера наверняка должно было найти громкое, даже страстное одобрение.

Богословское значение этих тезисов заключается (1) не в критике нестроений, здесь Лютер был в основном прав и опередил свое время. Тецель в самом деле проповедовал, что как только ему будут уплачены деньги за индульгенцию, душа, для которой покупается отпущение грехов, освободится из геенны огненной; но он никогда не утверждал, что грехи могут быть отпущены без покаяния. Тецель был бродячим торговцем индульгенциями, не усложнявшим себе жизнь аскезой, но у нас нет достоверных сведений о грубых нарушениях нравственности в его жизни.



(2) Эти тезисы: а) не содержат полного учения о чистилище и отпущении грехов; они могут б) быть ложно поняты как нападки на церковную иерархию. В этом направлении и лежит основное воздействие тезисов и заключается их опасность. И все-таки богословские позиции в рамках тогда еще во многом не проясненной интерпретации целого могут истолковываться еще как католические.

1518: (а) Гейдельбергский диспут о несвободе воли и против авторитета Аристотеля. (б) Вызов в Рим, куда послал донесение о тезисах кардинал-архиепископ Майнцский, пострадавший в деле с индульгенциями. (в) Аугсбургский рейхстаг: в переговорах с кардиналом-легатом Каетаном Лютер отказался отозвать 58-й тезис (против высшего вероучительного авторитета папы)54. Лютер официально апеллирует к папе, который, по его мнению, должен быть точнее информирован, и бежит из Аугсбурга в Виттенберг. (г) Из Виттенберга он апеллирует к собору. (д) Выходит папский декрет, в котором осуждаются представленные Лютером взгляды и все сторонники учения, осужденного декретом, отлучаются от Церкви.— В 1518г. Лютер впервые называет папу антихристом.

1519: развитие событий с точки зрения церковного права грозило величайшей опасностью свободе и жизни Лютера. (а) Но в январе умирает император Максимилиан; поскольку Лев X хочет привлечь на свою сторону Фридриха Мудрого— соотечественника и защитника Лютера (Обзор, абз. 3)— открытый процесс над Лютером (которого уже осудили тайным судом за ересь) откладывается практически на 20 месяцев, т.е. на достаточно долгий срок, чтобы позволить укоренить ся лютеранским идеям и дать сформироваться соответствующему антицерковно му сопротивлению. (б) Неофициальные переговоры папского посланника Мильтица с Лютером. (в) Лейпцигский диспут главным образом с доктором Иоганном Экком: Лютер отрицает непогрешимость соборов и папский примат. Карл I Габсбург, король Испании, избран императором под именем Карла V.



д) Одобрение Лютера в кругах молодых гуманистов. Ему приносят известность сочинение «Жалобы немецкой нации», опровержение «Константинова дара», издание трактата Гуса о Церкви; теперь борьба с Римом становится для Лютера еще и патриотическим делом, он использует национальное возмущение против Рима.

1520: А: Три больших программных сочинения: 1. «К христианско му дворянству немецкой нации». В них Лютер призывает сокрушить три стены: а) различия между мирянами и священниками; б)права Церкви на обязательное для верующих толкование Священного писания; в) права папы на созыв соборов; высказывает надежду, что всеобщий собор разделит Церковь по национальному признаку, что жалобы немецкой нации прекратятся, что количество церковных праздников значительно сократится; далее следуют пассажи против капитализма, защита крестьянского сословия, возражения против целибата. С точки зрения содержания, это сочинение не отличается особенной оригинальностью; большинство отдельных жалоб уже часто высказывались публично. Значение этого обращения заключается в том, что здесь все жалобы сконцентрированы, а также в воинствен ной, настойчивой интонации, в религиозной подкладке инвектив.— 2. «О вавилонском пленении»: в этом сочинении отвергаются семь таинств и жертвенный характер мессы. Остаются крещение, перетолкованное причастие (consubstantiatio) и покаяние.— 3. «О свободе христианина» с высокопарным зачином: «Христианин— хозяин всех вещей. Христианин— раб всех вещей».

Б. В июне 1520г. издается папская булла с угрозой отлучения «Exsurge Domine», которую неудачным образом доставляет в Германию противник Лютера Экк. Лютер сжигает буллу и папское правовое уложение 10 декабря в 10 часов утра перед Сорочьими воротами в Виттенберге55.

1521: булла об отлучении от 3 января «Decet Romanum Pontificem...». б) Рейхстаг в Вормсе; император гарантирует личную безопасность Лютера, прибывающего на рейхстаг. Под охраной императорского герольда Лютер является в Вормс как национальный герой. В присутствии императора и представителей сословий он отказывает ся отозвать свои тезисы и только в конце заявляет: «Помоги мне Господь! Аминь». Рейхстаг объявляет Лютера и его сторонников вне закона; однако это решение принимается уж после того, как большинство князей отбывают из Вормса.

1521_1522: Лютер в Вартбурге: а) перевод Нового Завета на немецкий язык, в основном с латыни; хотя он и использовал для перевода имевшиеся к тому времени образцы, но как целое и в деталях этот перевод в языковом отношении является гениальным творческим достижением.

б) Сочинение «О монашеских обетах». Лютер считал эту книгу наиболее сильно аргументированным из всех своих сочинений, на самом же деле, это одно из самых слабых его произведений, особенно в той части, где весьма искаженно изложено католическое учение о монашестве.

1521 и следующие: сумбурное осуществление нововведений в Виттенберге (иконоборчество; отдельные духовные лица вступают в брак). Лютер против воли курфюрста появляется в городе и своими проповедями снова восстанавливает спокойствие.

1522/1523: Рейхстаг в Нюрнберге. Папа Адриан признает, что курия также виновна в нестроениях Церкви. Восстание рыцарей: реформа, которой добивался Лютер, становится политическим лозунгом.

1524/1525: Эразм выступает с трактатом «О свободе воли» (§78), направлен ным против Лютера, Лютер отвечает ему весьма радикальными тезисами «О рабской воле», где говорит о греховности человеческой природы, но ни он, ни его сторонники не придерживаются последовательно этой точки зрения.

1523_1525: выступление радикальной секты мистиков под руководством Томаса Мюнцера (анабаптисты) в Цвикау и Мюльхаузене (= «мечтатели»).

1524_1525: Крестьянская война; Лютер изменяет свое отношение к крестьянам (многие видели в нем вдохновителя крестьянской смуты); он также изменяет свое отношение к общинам; если прежде он выдвигал принцип общины и отстаивал свободу в организации богослужения, то теперь он снова защищает более управляемый порядок; церковная власть передается местным князьям: ср. высказывания Лютера о верховном епископате князей, прежние визитации местных Церквей. Однако развитие не обладает цельностью. Во многих городах в 1525_1532гг. Реформация развивается без участия властей. В то же время Крестьянс кая война отнюдь не везде снизила популярность Лютера.

Одновременно Лютер публикует литургические сочинения, в которых говорится о немецкой мессе, о порядке крещения, катехизации и визитациях.

1525: умирает Фридрих Мудрый, покровитель Лютера и убежденный приверженец его учения. Лютер женится на расстриженной монахине Катарине фон Бора.— Битва при Павии, Карл V одерживает победу над Францией (к которой в свое время присоединился папа Климент VII) и становится хозяином положения; но из-за долгих колебаний он упускает великий шанс.

IV. Реформация немецких князей

1. Католические силы в Германии с самого начала реформаторско го движения отнюдь не имели той ясной и активной позиции, которую им следовало бы занять в интересах католического учения и которую имели право потребовать от них те, кто стоял на почве Откровения. Отношения с курией, как мы знаем, были натянутыми, что также соответствовало всеобщему ослаблению Церкви и богословской неопределенности, и это противостояние приобрело политический характер. Немецкие католики давно уже привыкли к резкой критике по адресу Рима и с одобрением воспринимали морально-религиозные инвективы Лютера. До момента появления буллы об отлучении «Exsurge» борьба велась только между богословами; иными словами, до 1520г. идеи и сочинения Лютера без помех проникали повсюду, например в Баварию. После появления буллы Бавария отказалась принимать санкции против Лютера, которых требовала булла, так как опасалась народного возмущения. Только 5 марта 1521г., т.е. после анафемы, в Баварии специальным печатным оповещением учение Лютера было запрещено. С 1522г. Бавария заняла более строгую позицию. Однако же провозгласила и осуществила этот запрет не Церковь, т.е. не епископы, а герцоги. Епископы своей бездеятельно стью даже затруднили и усложнили акцию баварских герцогов.

Хотя богословские раздоры и преимущественно религиозные и религиозно-церковные усилия в последующие годы отнюдь не играли второстепенную роль в развитии событий, хотя и в этот период и позже религиозные силы сторонников нововведений (их проповеди и сочинения) были тем самым источником, откуда начался прорыв, все же речь и теперь шла только об одном: предоставлять или не предоставлять какие-либо (или даже равные) права новому антипапскому религиозному субстрату в пространстве империи— империи, которая своими корнями и своей фактической организацией была столь тесно связана с католической Церковью.

2. Формирование политических конфессиональных союзов и альянсов и многочисленные рейхстаги, на которых религиозные вопросы обсуждались между лютеранами и сторонниками папы, свидетель ствуют о безнадежной путанице, о смятении, о взлетах и падениях, о сумятице аргументов за и против, когда мелкий и крупный эгоизм (секуляризация церковного имущества и целых территорий, принадлежавших Церкви) брали верх над религиозными соображениями. Соперничество земель между собой и отдельных группировок— с императором, связь с которым определялась общеполитическими интересами и угрозой турецкого вторжения, как и позорное пренебрежение интересами империи со стороны владетельных князей, только обострили интриги во внешней политике, в которых погрязли все партии (да и папство). И та, и другая сторона заключали безнравственные союзы с иностранными державами, постоянно изменяя в корыстных целях провозглашаемым принципам.

3. 1525_1530: заложение основ территориально-церковного раскола веры в Германии.

1525: секуляризация прусского орденского государства, проведенная верховным магистром ордена Альбрехтом фон Бранденбургом.

1526: князь Гессенский и курфюрст Саксонский в Торгау заключают договор о взаимной помощи в случае преследования за веру.

Первый рейхстаг в Шпайере, где единогласно принимается следующее решение: каждый владетельный дворянин в вопросах религии будет «вести себя так, чтобы держать ответ перед Богом, его величеством императором и империей». Это решение легло в основу режима управления Церковью поместными князьями.

Главным средством этого нововведения, постепенно насаждаемого князьями, было право визитации. Впервые оно было применено в княжестве Саксония в 1526г.: было объявлено, что никого не следует принуждать к вере. Тем, ктоуклонялся от перехода в лютеранскую конфессию, оставалось только покинуть страну.

Победа турок при Могаче.— В Богемии избран королем Фердинанд фон Габсбург.

В Венгрии в пику Фердинанду избран королем местный князь Иоганн Заполя, поддержанный Англией, Францией, папой и немецкими католическими князьями.— Поскольку Фердинанд должен был бросить свои главные силы на борьбу с турками, он не смог в достаточной мере заняться вопросами внутренней немецкой политики; это также способствовало укреплению нововведений.

Гомбургский синод осуществляет Реформацию в княжестве Гессен.

1527: основание университета в Марбурге, первого университета, не имевшего папских и императорских привилегий.

Поскольку Карл V из-за промедления и колебаний не сумел воспользоваться результатом своей победы под Павией, возникают новые военные осложнения с Францией: «Священная лига Коньяка» выступает против императора, папа Климент VII— член Лиги. Немецко-испанская армия, предводительствуемая Георгом фон Фрундсбергом и герцогом Бурбонским идет на Рим. Бурбон погибает в бою, Фрундсберга разбивает паралич, но войско, лишенное командования, тем не менее штурмует Рим. Папа капитулирует.

1528: Отто фон Пак, секретарь католического герцога Саксонского, сообщает ландграфу Гессенскому, что Фердинанд заключил союз с католическими князьями, чтобы прогнать из Гессена и Саксонии князей евангелической конфессии. (Позже оказалось, что документы Пака — фальшивка). Филипп Гессенский вторгается в Майнцскую область; он добивается этим отказа от любого вмешательства в духовную юрисдикцию Гессена.

1529: император и папа заключают мир. Император отказывается от созыва собора, которого так опасаются в Риме, Клемент VII подчиняется желаниям императора в вопросе о разводе Генриха VIII. Турки угрожают Вене.

2. Рейхстаг в Шпайере. Большинством голосов католические князья проводят решение, согласно которому Вормсский эдикт вступает в силу, все новшества отменяются, повсюду разрешается служить мессу.

На это решение протестантские князья и города отвечают торжественным «protestatio». Курфюрст Саксонский, маркграф Бранденбургский, герцог Люнебургский, ландграф Гессенский, князь Ангальтский, четырнадцать городов, в том числе Страсбург, Нюрнберг, Ульм и Констанца, ссылаются на единогласно принятое решение Шпайерского рейхстага 1526г., отмену которого они не могут ни допустить, ни одобрить: «Мы не желаем отвечать за эту отмену ни перед Всевышним Богом, ни перед Его Величеством императором, ни перед своей совестью. Ибо такие вещи касаются чести Господа и вечного блаженства и спасения наших душ, а мы обязаны заботиться о душе перед Господом Богом как наивысшим Царем и Господом всех господ в силу крещения и памятуя о Божием Слове... А потому мы просим нас великодушно извинить, если мы в таком деле не подчинимся большинству... ибо в делах чести Господа и спасения наших душ и вечного блаженства каждый должен сам за себя предстать перед Господом и дать Ему отчет, и никто не сможет привести в свое оправдание большие или меньшие деяния или решения другого».

Несмотря на возражения «протестантов» (которые называют себя «христианс ким сословием» или «близкими к Евангелию», позже «евангелическим сословием»), решение рейхстага принимается. В день принятия этого решения (22 апреля) протестанты заключают тайный союз.

В Марбурге происходит встреча и беседа между Лютером и Цвингли. Лютер твердо придерживается догмата о реальном присутствии в евхаристии. Принципиальные разногласия («вы— другого духа») кладут начало внутрипротестантс ким расколам в Германии.

После заключения «дамского мира в Камбре» с Францией Карл в 1530г. коронуется как император в Болонье (последнее коронование германского императора папой) и возвращается в Германию. В приглашении на Аугсбургский рейхстаг он обещает «всякого, кто проявит добрую волю, выслушать, понять и обдумать наше мнение и воззрение в духе любви и благожелательности».

4. 1530: Аугсбургский рейхстаг («Праздник труб Господних»); первый символ веры протестантов, «Confessio Augustana», вручается императору и зачитывается по-немецки. Его главным составителем был Меланхтон, первый протестантский догматик, который еще в 1522г. в своем сочинении «Loci communes» привел в стройную систему беспорядочную и лишенную цельности массу идей Лютера; будучи по натуре посредником и изначально интересуясь скорее гуманитарной наукой, чем богословием, он в некоторых пунктах ослабил учение Лютера. Страсбург, Констанца, Мемминген и Линдау вручают императору свой собственный символ веры (Tetrapolitana). Цвингли на этом рейхстаге обнародует свое сочинение «Ratio fidei», где заявляет, что после Confessio Augustana было достаточно призывов к истинному единству христианских Церквей, достаточно проповедей о единодушном чистом понимании Евангелия, достаточно раздавалось облаток со ссылками на слово Божие. Нет, дескать, никакой надобности в истинном единстве христианской Церкви, и нужна-то она разве что для сохранения однообразных церемоний, введенных людьми...

На этом рейхстаге протестантскому «Confessio» был противопос тавлен католический «Confutatio», составленный Экком, Кохлеем и Иоганном Фабри. Меланхтон отвечал более острой «Апологией».— Лютер наблюдает и дирижирует из Кобурга, поскольку находится вне закона; он считает переговоры бесперспективными.

Решение рейхстага разрешает священникам жениться и причащать под обоими видами, но объявляет «Confessio» опровергнутым. До 15 апреля 1531г. протестантам дается срок на то, чтобы объявить свое согласие по неурегулированным статьям.

1531: Фердинанд избирается римским королем.

Основан Шмалькальденский союз, куда вошли Саксония, Гессен, две брауншвейгские линии, Мансфельд, Магдебург, Бремен, Страсбург и несколько верхненемецких городов. Цюрих исключен из союза, поскольку не признал «Tetrapolitana».

Победа католических кантонов в Швейцарии при Каппеле. Цвингли погибает. Решительный раскол конфессий в Швейцарии.

1532: турки возобновляют поход на Вену. Это приводит к заключению Нюрнбергского религиозного мира: решение вопросов вероучения откладывается «до собора» ради совместной борьбы с турками. — До 1540 г. беспрепятственное распространение Реформации (возглавляемое ландграфом Гессенским).

1534: Герцог Ульрих Вюртембергский снова занимает трон и вводит Реформацию в земле Вюртемберг.

Секты мечтателей и анабаптистов, преследуемые как католиками, так и протестантами, тем не менее привлекают все больше сторонников. Ян Бокельзон в Мюнстере устраивает коммунистическое «царство божие» и вводит жестокий террор. Епископ Мюнстерский и Филипп Гессенский захватывают город и снова вводят там католицизм. Аналогичные беспорядки в Страсбурге (Мельхиор Хофман) и Любеке (Юрг Вулленвебер ) приводят к ужесточению церковного надзора и растущей нетерпимости со стороны протестантов.

1535: Первое выступление Жана Кальвина; его главное сочинение «Institutio religionis Christianae» выходит первым изданием уже в 1536г.

1536: Виттенбергская конкордия (разработанная Меланхтоном формула, которая была призвана стереть различия между приверженцами Лютера и Цвингли).

1518: Основание «Лиги» католических немецких князей, направленной против Шмалькальденского союза.

1539: Франкфуртское замирение: перемирие между Лигой и шмалькальденца ми, заключенное по инициативе Карла V, и продление Нюрнбергского религиозного мира. Император был вынужден пойти на эту уступку в виду обострения турецкой угрозы, надеясь на помощь сторон в борьбе с турками.

1540 слл.: двоеженство Филиппа Гессенского, одобренное «исповедальным советом» Лютера; критика Меланхтона, странно уклончивая защита Лютера. Филипп весьма удачно вступается за Реформацию и церковно-политическое единство протестантских сил (поскольку это отвечало его экспансионистским замыслам). Но Филиппу Гессенскому грозит процесс в имперском суде за двоеженство, и поэтому император получает политические преимущества.

Религиозные переговоры с целью богословского преодоления противоречий: Хагенау (1540г.); Регенсбург (1543г.), где Контарини пытается добиться взаимопонимания: «только неудавшаяся попытка заключить унию в Регенсбурге оправдывает разрыв на Тридентском соборе» (Jedin).

1545: начало Тридентского собора (§89).

1546: Лютер умирает в Айслебене.

1546/47: в битве при Мюльберге Карл V наголову разбивает Шмалькальден ский союз.

1548: временное пребывание императора в Аугсбурге.

1552: предательство герцога Морица Саксонского, которого император сделал курфюрстом. Мориц переходит на сторону протестантов56. Причиной послужила уступка Франции имперских германских земель— Меца, Тули, Вердена, а также вторжение турок, заключивших союз с Францией. Это война велась более жестоко, чем все прочие войны XVIв., и даже более жестоко, чем Крестьянская война.

1552: Пассауский договор: свобода вероисповедания для приверженцев Confessio Augustana вплоть до следующего рейхстага.

1555: Аугсбургский рейхстаг и его постановление = заключение религиозного мира между католиками и приверженцами Confessio Augustana: суверены земель получают право определять конфессию своей территории. Инаковерующие подданные получают право эмиграции. Протестанты получают право удержать за собой церковные владения, секуляризованные Пассауским договором, остальные земли подлежат конфискации.— «Духовное условие»— пункт договора, отвергнутый протестантами, в котором говорилось, что епископ или аббат, отпавший от католической религии, теряет сан, власть и доходы.— Общее значение Аугсбургского мира заключается в том, что он закрепил религиозный раскол Германии. С 1555г. начинаются резкие разногласия между лютеранами и кальвинистами.

1556: отречение Карла V.

1558: смерть Карла V.

1570: более двух третей германских земель принимают протестантство.

1648: Вестфальский мир; конец религиозных войн в Германии.

5. Результатом Аугсбургского мира было, во-первых, то, что сторонники Реформации получили право организовывать свою религиозную и церковную жизнь по собственному разумению в отличие и в противоречии с прежней католической формой, а во-вторых, то, что свободе совести был нанесен тяжелый ущерб: светская власть явно и официально получила право распоряжаться религиозными чувствами и убеждениями подданных. Вместо средневекового епископа с мечом и посохом возникла его полная противоположность— светский, протестантский князь, «внешний епископ», «summepiscopus». И вся-то разница между ними заключалась в отсутствии у князя сакраментального апостольского преемства. Соответствующим образом произошло «реформирование» монастырей, в том числе и женских, и многих земель и территорий, где решающими оказались экономико -политические представления суверена о целесообразности принятия протестантства, разумеется, с точки зрения собственной выгоды. В значительной степени это был вынужденный переход в новую веру и отнюдь не славная страница в истории протестантских княжеств и имперских городов.

6. Прежде чем раскол веры и Церкви прочно закрепился в сознании верующих и в конкретном оформлении жизни, еще долгое время (а в некоторых местах очень долгое время) существовала масса смешанных конфессиональных форм, которые нам сегодня даже трудно себе вообразить. Идея единства Церкви и истины (пусть расплывчатая) еще обладала, слава Богу, большой силой. С другой стороны, и католическая богословская неопределенность, имевшая место еще до Реформации, и конфликты между направлениями протестантского учения равно служили причиной возникновения этих эклектичных форм.

§82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение

I. Общие замечания

1. Понять, в чем сущность и развитие Лютера, одновременно и легко и трудно. Легко, потому что об этом сообщает нам множество источников и потому что его собственные многочисленные произведе ния, в сущности, суть не что иное, как постоянные исповеди. Трудно, потому что человек, оставивший нам эти исповеди, не отличался систематичностью мышления. Лютер прежде всего обладал темперамен том, склонностью к аффектам, вплоть до эксцессов, непредсказуемо стью, неукротимостью духовных усилий. После долгого, во многом неосознанного, но в высшей степени интенсивного периода подготовки в нем происходит некая внутренняя кристаллизация той или иной идеи. И тогда его переполняет какая-нибудь увиденная в воображении картина; непосредственное впечатление от соприкосновения со Священным писанием или неожиданно найденное толкование пробуждает в нем мощный внутренний импульс, требует выхода, но и не знает удержу. Всю жизнь для него первостепенное значение сохраняет «опыт».

Это отнюдь не означает, что Лютер не умел проводить тонких различений и приводить взвешенные формулировки. Его собственно академические формулировки, особенно первые лекции о псалмах (1513/15 г.), лекции о Послании к римлянам (1515/16) и диспуты являются доказательствами весьма впечатляю щей формально-схоластической убедительности его высказываний. Да и некоторые другие части его огромной литературной продукции, например его Малый катехизис и некоторые проповеди подтверждают, что Лютер обладал счастливым даром по-библейски просто и убедительно говорить об Откровении. Но новые взгляды и высказывания, вызвавшие разделение Церкви и веры (особенно в годы смуты и в самые поздние годы, когда были опубликованы его проникнутые чувством ненависти памфлеты), поражают отсутствием какой-либо спокойной взвешеннос ти. Они порождены явно полемической позицией, но совершенно недостаточно продуманы. Они доказывают правильность прозвища «doctor hyperbolicus», которое он получил в молодые годы. Многие места его сочинений говорят о том, что он роковым образом поддавался искушению суперлятивизма. Это чувство превосходства и составляет основной пафос всех его признаний, утверждений и требований. Суперлятивизм определяет характер его высказываний, пристрастие к глубоко-плодотворной, но в то же время опасно чрезмерной парадоксальности. Отсюда понятно, как неправильно оценивают Лютера те, кто (как большинство его исследователей) взвешивают чуть ли не каждое его слово на аптекарских весах и ценят на вес золота, иными словами, богословски переоценивают его высказыва ния и, цитируя огромную массу обусловленных конкретными ситуациями речений, стремятся придать им аксиоматическую однозначность. Об этом достаточно часто говорилось в теоретических работах, но лютероведение весьма далеко от того, чтобы последовательно принимать в расчет этот факт.

2. По своему душевному и интеллектуальному складу Лютер изначально интровертен и склонен к субъективизму. Это значит, что Лютер реагирует на общее церковно-христианское достояние, например на Библию, не спокойно и уравновешенно, но чрезвычайно своенравно и односторонне57. Лютер испытывает непреодолимую потребность свести все к одному или нескольким немногим пунктам. В этом сказывается замечательное понимание им христианской миссии, даже внутреннее родство с этой миссией, которую Основатель Церкви свел в единый закон любви к Богу и ближнему и совершенствования внутреннего чувства справедливости. Но Лютер фактически совершает выбор. И мерой служит ему при этом его собственное в высшей степени субъективное мнение и чувство. Известно, что у него бывали острые приступы угрызений совести (хрупкая совесть в лабильном состоянии), и это конечно же неслучайно. Эти угрызения— явный признак субъективистской позиции, глубочайшей личной предрасполо женности учитывать, в конечном счете, только собственное суждение.

Конечно, важно понимать, что речь в данном случае идет не о злой воле. Было бы неверно утверждать, что Лютер намеренно не замечал тех или иных смыслов Священного писания, хотя можно было бы привести множество тому примеров. Речь идет о складе его души и ума, о том, как— равномерно или односторонне— отражен в представлении Лютера материал Откровения.

Оба элемента— и темперамент и субъективистская установка— были основополагающими для всего развития Лютера (см. ниже, раздел II).

3. Для силы, исходившей от Лютера, характерно отсутствие строгой целенаправленности. Его решительные проявления в сочинениях, в слове и деле не являлись выполнением заранее составленного плана. Он стремился к Богу и прочь от греха. Он с величайшей религиозной серьезностью выдерживал тяжелую внутреннюю борьбу ради спасения своей души. И эта борьба совести при одаренности, какую редко можно встретить в истории, сделала его реформатором. Поскольку Лютер поначалу следовал только велению своей совести, в нем возникла реформаторская вера. И она стала той внутренней точкой, простой и прочной точкой опоры, к которой он позже смог в большинстве случаев возвращаться при всех многочисленных осложнениях богословского, церковного, социального и политического порядка58.


0002929442789401.html
0002980866935474.html
    PR.RU™